Национальный исторический музей Республики Беларусь



К 80-летию со дня рождения Смольского Дмитрия Брониславовича

  • 25.07.2022
Смольский Дмитрий Брониславович- (25.07.1937, Минск —
29.09 2017, Минск) — советский и белорусский композитор, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1975), лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1980), народный артист Беларуси (1987), обладатель ордена Франциска Скорины (2013), член СК Беларуси (1961), профессор.
Дмитрий Брониславович начал заниматься музыкой с семи лет, сначала в Московской Центральной музыкальной школе, а затем в музыкальной школе-десятилетке при Белорусской государственной консерватории. В 1955 г. Дмитрий Смольский поступает в Московскую консерваторию. Окончил в 1960 году Белорусскую государственную консерваторию, а затем аспирантуру.
Творческий путь композитора-яркая страница белорусской летописи современной музыки. В начале своей деятельности он находился под влиянием различных направлений и особенно – нововенской композиторской школы. Серьезное увлечение додекафонией, новейшими каспозиторскими техниками нашло отражение в Сонате для флейты и фортепиано, “Октофонии”, а также в камерной оратории “песни Хиросимы”, посвященной жертвам атомной агрессии.
К наиболее ярким произведениям 70 - ых годов относятся оратория “Моя Родина”, посвященная Беларуси. За это произведение композитор был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола Беларуси.
В этот же период Д. Смольский обращается к музыке для сольных инструментов. Он написал второй цимбальный и Второй фортепианный концерт, два карцентина, две увертюры для народного оркестра, утверждающие демократичность музыкального языка. Одновременно с произведениями крупной формы создавались камерные. Это вокальные циклы на стихи Ф. Г. Лорки, Ф. Тютчева, пьесы для цимбал, для альта, фортепиано, от которых продолжаются нити к прекрасному произведению – “элегии и Такаты” памяти
Д. Шостаковича.
С течением времени Д. Смольский обращается к оперному жанру, охватывая широкий круг образов, которые связаны с историческим прошлым страны. На сцене Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси была поставлена первая опера композитора “Седая легенда”. Потом появились новые оперы – ” Франциск Скорина“,”Аполлон-законодатель".
Отдельное место в творчестве занимает оратория” поэта", посвящённая Я. Купалу. Сложный, психологически достоверный образ белорусского песняра воплощен через показ жизни и быта белорусского народа.
Яркий и многогранный талант композитора проявил себя и в педагогической работе. В качестве профессора Белорусской академии музыки он вел класс композиции и отдает много сил на воспитание молодого поколения музыкантов.