Национальный исторический музей Республики Беларусь



К 105-летию с дня рождения Докальской Бируты Альфонсовны

  • 11.06.2021

Докальская Бирута Альфонсовна – белорусская актриса. Родилась в Вильне (теперь Вильнюс, Литва) в семье печатника. С конца 1920-х гг. семья жила в Дубровенском районе, где мать преподавала в школе.

После окончаниялитовской школы с агрономическим уклоном, в 1932 г. Бирута Докальская поступила в Минский музыкальный техникум. Однако в 1933 г. мать была арестована и осуждена на пять лет как враг народа, а дочка по этой причине исключена из техникума. Бирута с помощью друзей устроилась швеёй на фабрику имени Крупской. Тут начала участвовать в самодеятельности. Ее талант был замечен, и в 1935 г. Бирута получила приглашение от художественного руководителя Белорусского государственного центрального театра рабочей молодёжи М. Зорева перейти в труппу театра. Молодая артистка успешно исполняла роли Маргариты Ивановны («Аристократы» Н. Погодина), Аси и Кетхен («Ася» и «Продолжение следует» А. Бруштейн) и др.

В 1937 г. Б. Докальская была принята в коллектив Первого белорусского государственного театра (БГТ-1), в котором создала образы девочек, подростков и молодых девушек – Фениза («Глупая для других, умная для себя» Лопе де Веги), Галя («В степях Украины» А. Корнейчука), Рафаэль («Фландрия» В. Сарду), Иринка («Иринка» К. Черного) и др. В начале июня 1941 г. труппа театра выехала на гастроли в Одессу, где ее застала Великая Отечественная война. Коллектив был эвакуирован в Томск (Россия), где продолжал играть в спектаклях, давать концерты на заводах и в госпиталях. Вернулись в Беларусь только осенью 1944 г.  Перед отъездом на гастроли Бирута Докальская оставила трёхлетнюю дочку у сестры Гали и своей матери. Однако на месте, где стоял дом в Минске, нашла после возвращения только руины. Муж актрисы погиб ещё в первых боях под Минском, а маленькая дочка с остальными родными бесследно пропали (только в 1989 г. узнала, что они живут в США).

Среди ролей Б. Докальской в Белорусском театры имени Я. Купалы появились и характерные: Татьяна («Соловей» З. Бедули), Марыля («Пинская шляхта» В. Дунина- Мартинкевича), Дарья («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского) и др. Особенное место в творчестве актрисы занимала роль Павлинки в спектакле по одноименнойпьесе Я. Купалы, который поставили ещё в Томске в период эвакуации. С самого начала Б. Докальская играла в нем в массовке. Однажды ей предложили попробовать себя в роли Павлинки, и после только одной репетиции актриса стала главной героиней в этом спектакле. Так впервые в сезоне 1953/54 г. зрители увидели новую Павлинку. Актриса выразительно показывала настроение, внутреннее состояние своей героини, быструю смену ее эмоций. Хорошие вокальные данные артистки сделали ее Павлинку более музыкальной. Снималась Б. Докальская также и в кино. Ее можно увидеть в эпизодах фильмов «Руины стреляют...» (1971–1972), «Сын старшины» (1976), «Время выбрало нас» и «Горсть солнечных лучей» (1978), «Задача с тремя неизвестными» (1979), «Буквы на мраморе» и «Загадай себе» (1980), «Фруза» (1981), «Черный замок Ольшанский» (1983) и др.

В фондах музея находятся фотографии сцен со спектаклей, в которых играла Докальская. Также программы с ее участием.