Национальный исторический музей Республики Беларусь



Выставка «Белорусская маляванка»

  • 28.06.2022
С 29 июня начинает работу выставка «Белорусская маляванка».

Расписные ковры - уникальные народные произведения декоративно-прикладного искусства, были распространены в 1920-х - начале 1960-х гг. Ходили они в деревнях, городах, райцентрах Беларуси, особенно в Глубокском, Шарковщинском, Поставском районах Витебской области, Слуцком, Копыльском, Солигорском районах Минской области и Полесье. В те времена без расписных ковров кажется невозможным представить интерьер крестьянского дома в этих краях.
Ковры обычно создавались на тканом льняном полотне, окрашенном преимущественно в черный цвет. Иногда в качестве основы мастера использовали бумагу, картон или брезент, по которым без предварительного нанесения грунта свободной росписью кистью, клеем или масляными красками выполнялся рисунок. Технику росписи можно дополнить использованием набивки и трафаретов.
После войны набивные и расписные ковры были почти в каждом крестьянском доме. Многие из них были проданы на рынках. Десятки художников выезжали в деревни, расписывали и набивали ковры на заказ.
Из более чем 260 расписных ковров, хранящихся в Заславском музее-заповеднике, наиболее ценной является коллекция ковров народной художницы из Слуцка Елены Киш, писавшей в 1930–1940-х годах. Ее имя было включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Расписные ковры Елены Киш со сказочными и экзотическими сюжетами «Письмо любимой», «Богородица на водах», «Рай» как нельзя лучше иллюстрируют народное представление о райской идиллии.
Одним из первых профессиональных художников, создавших расписные ковры, был Язеп Дроздович. В музее-заповеднике собрано более 30 ковров этого известного художника, созданных им в 1930-х – начале 1950-х гг. во время путешествий по Витебской области.
На выставке будут представлены работы таких художников, как А.А. Киш, Я.Н. Дроздович, Н.Л. Зосик, Г.П. Кузовков и некоторые другие неизвестные авторы.


Вход на выставку по билету на постоянную экспозицию музея.