Национальный исторический музей Республики Беларусь



К 95-летию со дня рождения народной артистки Беларуси Галины Орловой

  • 30.11.2023

30 ноября 2023 года Галине Александровне Орловой, народной артистке Беларуси исполнилось бы 95 лет.

Жена народного артиста Беларуси Николая Николаевича Еременко, мать народного артиста России Николая Николаевича Еременко (младшего).

Родилась Галина Александровна в г. Витебске.

В 1948 году окончила студию Белорусского театра имени Якуба Коласа и была зачислена в труппу этого театра.  Дебютировала в роли Роберты ("Закон Ликурга" по Т. Драйзеру), потом исполняла роли разного плана. Среди них выделялась роль Офелии в спектакле “Гамлет” У. Шекспира.  Этот спектакль вошел в историю белорусского театра как один из лучших образцов глубокого и верного воплощения классического произведения. Определенная заслуга в этом принадлежала и молодой актрисе Галине Орловой, создавшей яркий, запоминающийся сценический образ. Работа в театре имени Якуба Коласа - плодотворный период в творчестве актрисы, где и определились основные черты ее таланта: эмоциональность, психологическая глубина в постижении характера, пластическая и языковая выразительность.

3 1959 года Галина Александровна работает в Национальном академическом театре имени Я. Купалы.  Первая роль на сцене этого театра, стала роль Катюши Масловой (“Воскресение” по Л. Толстого). Большинство ролей Галины Орловой на Купаловской сцене обозначены поиском достоверных средств актерской выразительности для глубокого и оригинального воплощения авторского замысла. Среди достижений – Маша («Живой труп» Л. Толстого), Елена («Женитьба Белугина» А. Островского и М. Соловьева), Василиса («На дне» М. Горького), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя), Карпухина («Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому), Кукушкина («Доходное место» А. Островского), Ирина («Верю в тебя» В.Коростылева), Кудрицкая («Врата бессмертия» К. Крапивы), Киселева («Характеры» по В. Шукшину), Эмма Герберт («Берег» по Ю. Бондареву). Яркое комедийное мастерство, богатый арсенал актерских возможностей обнаружила Галина Орлова в роли Грипины («Микитов лапоть» М. Камыша в спектакле «Жениться – не журиться»). Глубоко национальный характер белорусской крестьянки Зуйчихи она показала в спектакле «Страсти по Авдею» В. Бутрамеева. 

Отдельное место в творчестве Орловой заняла роль Патрик Кэмпбелл в спектакле “Милый лжец” по Дж. Килти. Она требовала от исполнителя исключительного мастерства, тонкого художественного вкуса. Успеху в создании сценического образа английской актрисы, настоящей примы содействовало то, что ее партнером был М. Еременко-старший.  Он играл роль Джорджа Бернарда Шоу. Игра этой блестящей “звездной” и семейной пары создавала на сцене особую атмосферу духовной гармонии двух красивых людей, являлась примером высокого актерского вдохновения и чрезвычайной душевной чуткости. Спектакль "Милый лжец" на протяжении нескольких лет шел при полных аншлагах на сцене Театра-студии киноактера. Последний раз зрители увидели его 27 июня 2000 г.: через три дня Николая Еременко не стало, а в 2001 г. Галина Орлова похоронила сына –  М. Еременко-младшего, народного артиста России. В начале 2003 г. любители театра вновь встретились с Патрик Кэмпбелл в блестящем исполнении Галины Александровны Орловой в восстановленном спектакле “Милый лжец”, посвященном памяти ее мужа.

В 1989 году награждена Государственной премией Беларуси, звание народной артистки получила в 1991 году.

Умерла 20.08.2021 года. Похоронена на Восточном кладбище Минска, рядом с мужем и сыном.